среда, 27 октября 2010 г.
Доброго времени суток, всем, кто заглянул в мой блог! :))
Я ещё не мастер ведения блога, я только учусь..., но я стараюсь :)) Не судите строго, пожалуйста...)
Биологиня: Умные мысли и не очень, по поводу и без...
На сегодняшний день проектирование здоровьесберегающей образовательной среды рассматривается в качестве важнейшего элемента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации – физиологической, психологической, социальной. Это и должна делать школа через здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – тренируя, обучая, воспитывая. Создание на уроке моделей реальных условий жизни – это те мостики, которые позволяют учащемуся в дальнейшем использовать полученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом.
«Сертификатом безопасности» для здоровья учащихся любой образовательной технологии является выполняемость фундаментального принципа медицины и педагогики “No nocere!”, что в переводе означает «НЕ НАВРЕДИ!». Реализация этого постулата при выборе образовательной технологии включает выявление факторов, оказывающих или потенциально способных оказать вредное воздействие на организм учащегося – его физическое, психическое (психологическое), репродуктивное, духовно-нравственное здоровье, и, в дальнейшем, устранение самих этих факторов или смягчение их воздействия на учащихся. Патогенные (или условно патогенные) факторы, связанные со школой, образовательным процессом делятся на три группы: гигиенические, организационно-педагогические и психолого-педагогические факторы. Таким образом, решение задачи-минимум с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса. Эта задача аналогична концепции охраны труда школьника.
Как же я в своей педагогической практике осуществляю организацию учебной деятельности направленную на самореализацию учащихся без нанесения ущерба их здоровью?
Во-первых, мои предметы – биология и экология – просто созданы для того чтобы воспитывать у обучающихся культуру здоровья, формировать компетентность в области здоровьесбережения.
Во-вторых, если учебную деятельность на этих уроках организовать с применением методик обучения возрастным возможностям школьников, то это даёт уже двойной эффект.
А если при этом ещё помнить, о том, что дети это всегда дети, уметь вовремя разрядить обстановку на уроке уместной шуткой, не скупиться на похвалу, а замечания делать не переходя на личности, то это будет способствовать поддержанию благоприятного психологического климата в классе как на уроке, так и во внеурочное время.
Ни для кого не секрет, что по новому БУП произошло сокращение часов на изучение курса «Биология растений» в 6 классе при этом сохранился объём требований к уровню ЗУН школьников. Следовательно, именно в рамках этого курса необходима интенсификация обучения, повышение плотности урока, перенесение части учебной работы в домашнее задание. А этот процесс будет способствовать возникновению у учащихся состояний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление создает предпосылки развития острых и хронических нарушений здоровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. Чтобы избежать этого я применила эффективный способ изучения морфологии и физиологии растений только в процессе выполнения практических работ с использованием живых объектов. Ведь не зря говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Этот принцип действует на 100 % - дети запоминают всё очень быстро и при этом не устают. А чтобы облегчить восприятие большого объёма информации при изучении систематики растений я подаю материал в виде иллюстрированных презентаций. При этом опять стараюсь задействовать все каналы восприятия учебной информации, учитывая ведущие модальности детей (на основе предварительной диагностики). Интенсификация обучения в 6 классе проходит при этом безболезненно, и уровень качества знаний имеет положительную динамику. Хочу отметить, что при средней наполняемости классов в 23 человека качество знаний ниже 70 % никогда не бывает.
Во избежание физического утомления от статической позы и для повышения эмоционального состояния обязательным и любимым детьми моментом на моих уроках является проведение психогимнастических упражнений для профилактики утомления. Обращение к притчам, байкам, нетрадиционным комплексам гимнастики позволяет преодолевать психологический коммуникативный барьер как с пятиклассниками так и с выпускниками. Абсолютное признание всех учащихся с 5 по 11 класс получили комплекс дыхательной гимнастики Стрельниковой, самомассаж точек по Уманской, глазодвигательная гимнастика, комплексы гимнастических упражнений для различных систем, сопровождаемые релаксационным видеорядом (изображение объектов природы) и музыкой.
Особо хочется остановиться на курсе 8 класса «Экология человека. Культура Здоровья», автор М. З. Фёдорова и др. Данный курс является блестящим дополнением к курсу «Биология человека» и нацелен на воспитание культуры здоровья. Он позволяет закреплять знания, полученные на уроках биологии при выполнении практических работ, как в рамках урока, так и в рамках учебных проектов, которые могут занимать дополнительно внеурочное время. Для воспитания культуры здоровья, принятия ценности здоровья как самой главной ценности необходимо личностное осознание этого. Культура здоровья действительно должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого – мотивация на ведение здорового образа жизни. Отношение педагога к ЗОЖ является примером для подражания, поэтому если хочешь успеха в достижении поставленной цели нужно соответствовать. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, как укрепить свое здоровье, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков – приобщившись к культуре здоровья, за ответами на все эти вопросы ребенок обращается именно к учителю. И тогда полученная от него информация имеет максимальные шансы быть использованной на практике. Круг замыкается: обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование ЗОТ как основного инструмента педагогической работы составляют единое целое – дорогу к здоровью. Фундаментальный принцип педагогической тактики состоит в том, что не учитель должен «навязывать» ученику информацию (в любой форме - фактов, правил, закономерностей, советов, нравоучений), а ученик должен запросить ее у учителя и получить требуемый ответ. То есть задача учителя – научить учащегося спрашивать. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Поэтому мои уроки культуры здоровья проходят в непринужденной обстановке в форме дискуссий, где дети не боятся задавать вопросы, вступать в диалог, часто без принуждения приносят на уроки дополнительный материал по изучаемой теме с целью его обсуждения. Уроки проходят на более высоком эмоциональном фоне, сопровождаются дополнительной тренировкой коммуникативных навыков у учащихся и большей удовлетворенностью от урока, как у учителя, так и у учеников. Все это – косвенные подтверждения здоровьесберегающего эффекта такого подхода к обучению.
А проба участия восьмиклассников в учебных проектах даёт прочный фундамент для выполнения творческих исследовательских работ в рамках научного общества учащихся 9 – 11 кл. Творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребенка в творческий процесс не только природосообразно, но служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адаптационный потенциал. А в целом способствует достижению цели работы школы – развитию личности учащегося и снижает вероятность наступления утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без творческого заряда – неинтересно, а значит, в той или иной степени, является насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здоровья, как через формирование усталости, так и само по себе.
Учащиеся 9 – 11 классов с завидным постоянством успешно представляют свои исследовательские работы в рамках как районных, так и областных НПК и фестивалей. Тематика исследовательских работ направлена на изучение влияния факторов среды на здоровье человека. А социальные проекты направлены на пропаганду здорового образа жизни, толерантного отношения социума к ВИЧ-инфицированным, алкогольно-зависимым людям, осознанию того что это больные люди требующие помощи, понимания, сострадания.
И в заключении хочу ещё раз напомнить, что при выборе той или иной альтернативной технологии педагог должен помнить о главном критерий, который служит мерилом допустимости педагогических воздействий – её влияние на здоровье детей.
Биологиня: Материалы к урокам
Замечательный фильм, рекомендую посмотреть! Можно использовать на уроках биологии и экологии в 9 - 11 классах.
"HOME. Свидание с планетой"
"HOME. Свидание с планетой"
Всероссийская интернет-конференция "Современный учитель и Новая школа - 2010" на сайте "Открытый класс"
С 19 по 23 октября на сайте "Открытый класс" в рамках Всероссийской-интернет- конференции проходил мастер-класс, участницей которого я являлась. На протяжении мастер-класса между участниками сложились дружеские отношения и царило взаимопонимание. Я многому научилась: работать в Анкетёре, создавать слайд-шоу, загружать документы в Google, открывать к ним доступ, размещать видеоматериалы на You Tube и делать ссылки на них в нужные документы. А самое главное я, наконец-то, создала свой блог "Биологиня". По итогам мастер-класса была создана коллективная wiki-газета. Кроме этого я приняла участие в конкурсе докладов Всероссийской интернет-конференции " Современный учитель и Новая школа 2010". С моим докладом можно познакомиться вот здесь. Самые активные участники, и я в том числе, получат дипломы НФПК (Национального фонда подготовки кадров). В благодарность за поддержку организатору мастер-класса Дмитриевой Елене Борисовне и всем участникам я создала небольшой видеоролик.
Фильм участникам мастер-классапятница, 22 октября 2010 г.
Готова к сотрудничеству с коллегами! :))
Буду рада новым знакомствам с коллегами, готова поделиться методическими разработками. Хотелось бы увидеть, услышать комментарии к моим методическим материалам.
Цель создания блога "Биологиня"
Распространение накопленного опыта в области преподавания биологии и экологии.
Наглядное отражение результатов собственной деятельности как учителя, как классного руководителя, как куратора НМР в ОУ.
Наглядное отражение результатов собственной деятельности как учителя, как классного руководителя, как куратора НМР в ОУ.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)