среда, 27 октября 2010 г.

Биологиня: Умные мысли и не очень, по поводу и без...



На сегодняшний день проектирование здоровьесберегающей образовательной среды  рассматривается  в качестве важнейшего эле­мента работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Подготовить школьника к самостоятельной жизни, значит сформировать у него адекватные механизмы адаптации – физиологической, психологичес­кой, социальной. Это и должна делать школа через здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – тренируя, обучая, воспитывая. Создание на уроке моделей реальных условий жизни – это те мостики, которые позволяют учащемуся в дальнейшем использовать по­лученные знания, умения, навыки на практике, а не тяготиться ими как информационным балластом.


 «Сер­тификатом безопасности» для здоровья учащихся любой  образовательной  технологии является выполняемость фундаментального  принципа ме­дицины и педагогики  No nocere!”, что в переводе означает «НЕ НАВРЕДИ!».   Реализация этого постулата при выборе образовательной технологии включает выявление факторов, оказы­вающих или потенциально способных оказать вредное воз­действие на организм учащегося – его физическое, психическое (психоло­гическое), репродуктивное, духовно-нравственное здоровье, и, в дальней­шем, устранение самих этих факторов или смягчение их воздействия на учащихся. Патогенные  (или условно патогенные) факторы, связанные со школой, образовательным процес­сом делятся  на три группы: гигиенические, организационно-педагогические и психолого-педагогические факторы. Таким образом, решение задачи-минимум с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий заключает­ся в обеспечении таких условий обучения, воспитания, разви­тия, которые не оказывают негативного воздействия на здоро­вье всех субъектов образовательного процесса. Эта задача ана­логична концепции охраны труда школьника.


Как же я в своей педагогической практике осуществляю  организацию учебной деятельности направленную на  самореализацию учащихся без нанесения ущерба их здоровью?


Во-первых, мои предметы –  биология и экология – просто созданы для того чтобы воспитывать у обучающихся культуру здоровья, формировать компетентность в области здоровьесбережения.


Во-вторых,  если учебную деятельность на этих уроках организовать с  применением методик обучения возрастным возможностям школьников, то это даёт уже двойной эффект.


А если  при этом ещё помнить,  о том, что дети  это всегда дети, уметь  вовремя разрядить обстановку на уроке уместной шуткой, не скупиться на похвалу, а замечания делать  не переходя на личности, то это  будет способствовать поддержанию благоприятного психологического  климата в классе как на уроке, так и во внеурочное время.


 Ни для кого не секрет, что по новому БУП  произошло сокращение часов на изучение курса «Биология растений» в 6 классе при этом сохранился объём   требований  к уровню ЗУН школьников. Следовательно, именно  в рамках этого курса  необходима интенсификация обучения, повышение плотности урока, перенесение части учебной работы в домашнее задание. А этот процесс будет способствовать возникновению у учащихся состо­яний усталости, утомления, переутомления. Именно переутомление со­здает предпосылки развития острых и хронических нарушений здо­ровья, развития нервных, психосоматических и других заболеваний. Чтобы избежать этого я применила эффективный способ изучения морфологии и физиологии  растений только в процессе выполнения  практических работ с использованием живых объектов. Ведь не зря говорят: «Лучше  один раз увидеть, чем сто раз услышать». Этот принцип действует на 100 %  - дети запоминают всё очень быстро и при этом не устают.  А  чтобы облегчить восприятие большого объёма информации при изучении систематики  растений я подаю материал  в виде иллюстрированных презентаций. При этом опять стараюсь задействовать все каналы  восприятия учебной информации, учитывая ведущие модальности детей (на основе предварительной диагностики). Интенсификация обучения  в 6  классе проходит при этом безболезненно, и   уровень качества знаний имеет положительную динамику.  Хочу отметить, что при средней наполняемости классов  в 23 человека качество знаний  ниже 70 % никогда не бывает.


Во избежание  физического  утомления от статической позы и для повышения эмоционального состояния обязательным и  любимым детьми моментом на  моих уроках является проведение  психогимнастических упражнений для профилактики утомления. Обращение к притчам, байкам, нетрадиционным комплексам гимнастики позволяет  преодолевать психологический коммуникативный барьер как с пятиклассниками так и с выпускниками.  Абсолютное признание всех учащихся с 5 по 11 класс получили комплекс  дыхательной гимнастики Стрельниковой,  самомассаж  точек по Уманской, глазодвигательная гимнастика,  комплексы гимнастических упражнений для различных систем, сопровождаемые  релаксационным видеорядом (изображение объектов природы) и музыкой.


Особо хочется остановиться на курсе 8 класса «Экология человека. Культура Здоровья»,  автор М. З. Фёдорова и др.  Данный курс  является блестящим дополнением к курсу «Биология человека» и нацелен на воспитание культуры здоровья. Он  позволяет закреплять знания, полученные на уроках биологии при выполнении практических работ, как в рамках урока, так и в рамках учебных проектов, которые могут занимать дополнительно внеурочное время.  Для воспитания культуры  здоровья, принятия ценности здоровья как самой главной ценности  необходимо  личностное осознание этого. Культура здоровья действительно  должна не изучаться, а воспитываться. Психологическая основа этого – мотивация на ведение здорового образа жизни. Отношение педагога  к ЗОЖ  является примером для подражания, поэтому если хочешь успеха в  достижении поставленной цели нужно соответствовать. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, как укрепить свое здоровье, как не стать жертвой алкоголя или наркотиков –  приобщившись к культуре здоровья, за ответами на все эти вопросы ребенок обращается именно к учителю. И тогда полученная от него информация имеет максимальные шансы быть использованной на прак­тике. Круг замыкается: обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование ЗОТ как основного инструмента педагогической работы состав­ляют единое целое – дорогу к здоровью. Фундаменталь­ный   принцип педагогической тактики состоит в том, что не учитель должен «навязывать» ученику информацию (в любой форме - фактов, правил, закономерностей, советов, нравоучений), а ученик должен зап­росить ее у учителя и получить требуемый ответ. То есть задача учи­теля – научить учащегося спрашивать. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осоз­нание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Поэтому  мои уроки  культуры здоровья проходят в непринужденной обстановке в форме дискуссий, где дети не боятся задавать вопросы, вступать в диалог, часто без принуждения приносят на уроки дополнительный материал по изучаемой теме с целью его обсуждения.  Уроки проходят на более высоком эмоциональном фоне, сопровождаются дополнительной трени­ровкой коммуникативных навыков у учащихся и большей удовлетворен­ностью от урока, как у учителя, так и у учеников. Все это – косвенные подтверждения здоровьесберегающего эффекта  такого подхода к обучению.


А проба участия восьмиклассников  в учебных проектах даёт прочный фундамент для выполнения творческих  исследовательских работ в рамках научного общества учащихся 9 – 11 кл. Творческий характер образовательного процесса  крайне необходимое условие здоровьесбережения. Включение ребенка в твор­ческий процесс не только природосообразно, но служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека, его адап­тационный потенциал. А  в целом  способствует достижению цели работы школы – развитию личности учащегося и снижает вероятность наступле­ния утомления. Цепочка взаимосвязи здесь простая: обучение без твор­ческого заряда –  неинтересно, а значит, в той или иной степени, являет­ся насилием над собой и другими. Насилие же разрушительно для здо­ровья, как через формирование усталости, так и само по себе.


Учащиеся 9 – 11 классов с завидным постоянством  успешно представляют свои исследовательские работы  в рамках как районных, так и  областных НПК и фестивалей. Тематика исследовательских работ направлена на изучение влияния факторов среды на здоровье человека.  А  социальные проекты направлены на пропаганду здорового образа жизни, толерантного  отношения   социума к  ВИЧ-инфицированным, алкогольно-зависимым  людям, осознанию того что это больные люди требующие помощи, понимания, сострадания.


И в заключении хочу ещё раз напомнить, что при выборе той или иной альтернативной технологии педагог должен помнить о главном  критерий, который служит ме­рилом допустимости педагогических воздействий – её влияние на здоровье  детей. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий